В начало

Оглавление

К предыдущей статье

К следующей статье

Никольская казачья церковь (собор с 1916 г.)

Название: Никольская казачья церковь (собор с 1916 г.). в г. Омске.

Дата постройки: Закладка храма состоялась 15 мая 1833 года. 26 - 27 мая 1840 года протоиереем Дмитрием Пономаревым были освящены два престола теплой церкви: во имя Георгия Победоносца и Семеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 года.

Средства: пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан.

Место: Храм хотели построить на выгоревшей площади Казачьего форштадта, напротив войскового казачьего училища. Но областной начальник генерал Де-Сент-Лоран отказал в данном месте, так как по высочайше утвержденному плану Омска здесь должна была быть площадь, а место для церкви отводилось в артиллерийской роще. Корпусный командир И.А. Вельяминов обратился к Государю Императору и место напротив училища было утверждено. Находится в южной части города (бывшем Казачьем форштадте), на улице Атаманской (совр. ул. Ленина).

Архитектор: Автором первоначального проекта Никольского казачьего собора был гениальный зодчий В.П. Стасов (1769 - 1848 гг.). В 1826 году академик архитектуры Стасов создает проект: «Фасад и план предполагаемой Церкви во Имя Святого Николая Чудотворца» для Санкт-Петербурга. Церковь на рисунке Стасова не имеет трапезной и колокольни. Рабочие чертежи разрабатывали инженер-полковник А.А. Лещев и губернский архитектор П.И. Праман, воспользовавшиеся типовым проектом из альбома образцовых чертежей церквей. В их чертежах была увеличена высота купола, простенки алтарных приделов в теплой церкви предполагалось сделать вместо деревянных каменными. Новый план был утвержден корпусным командиром Вельяминовым и Преосвященным Афанасием 29 июня 1833 года.

Строители: Надзор за строительством здания был возложен на инженер-поручика Н.И. Лещева. 13 марта 1833 года был заключен подряд на постройку казачьей церкви крепостным крестьянином Нижегородской губернии Тарасом Лысаковым.

Описание: кирпичная, одноэтажная, в форме «корабля». Над центричным храмом с доричскими портиками полусферический купол на цилиндрическом барабане, прорезанном арочными окнами. Апсида прямоугольная. Над трапезной, прорезанной тремя окнами с северной и южной сторон, двухскатная кровля. Главы - на куполе, алтаре, и колокольне, кресты восьмиконечные. Купол и шпиль были окрашены зеленой краской. Медные кресты были пожертвованы заводчиком Яковлевым и вызолочены червонным золотом на Верхне- Исетском заводе дарителя.

Декоративные элементы: Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, подоконное пространство оформлено балясинами. Западный фасад оформлен в виде портика с четырьмя дорическими полуколоннами, вход фланкируют ниши. Над куполом фонарик с четырьмя окнами, завершенный полусферическим куполочком.

Колокольня: Двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане с арочными проемами, верхний ярус звона восьмигранный с арочными проемами. Венчает колокольню высокий шпиль с крестом. Размеры: Высота - до купола, - с куполом, длинна -, ширину -. Высота до основания шпиля колокольни – 24 м, до креста – 33,5 м. Интерьер: В интерьере были росписи: «…голубое с золотыми звездами небо и в нем Господь Саваоф Благословляющий».

Иконостас: из Петербурга были выписаны рисунки для иконостаса, «черченные Стасовым за 200 рублей». Все 3 иконостаса были в стиле ампир. Иконостасы к весне 1838 года изготовил цеховой мастер из Екатеринбурга Петр Батов с товарищами. Не сохранились.

Иконы: Иконы этой церкви были написаны на холсте выдающимся живописцем Михаилом Ивановичем Мягковым (1799 - 1852 гг.). 21 декабря 1836 года академиком исторической портретной живописи был представлен рисунок на гербовой бумаге. Художнику было заказано 19 икон: Большой иконостас - Тайная вечеря, Спаситель, Матерь Божия, 6 икон для церковных врат, в северные врата - Архангел Гавриил, в южные - Архангел Михаил, двунадесятые праздники в полукружьях; малый иконостас - Тайная вечеря, Спаситель и Матерь Божия в северные и южные врата, в царские врата; две иконы - в алтарь. По свидетельству А.И. Сулоцкого, в 1839 году войсковой церковью из Москвы были получены иконы, но они оказались велики. Их обрезали, позднее выяснилось что они предназначались для собора в Кяхте. Подрядчику пришлось заказать новые иконы. 31 декабря 1839 года были разосланы приглашения для сбора пожертвований на окончание отделки храма. К 12 марта 1841 года было собрано 5415 рублей 84 копейки, что позволило оплатить купленные на Ирбитской ярмарке и доставленные из Москвы купцом Корниловым иконы. В рукописях А.И. Сулоцкого есть информация, что иконы были написаны художником П.М. Скороспеловым в 1841 - 1844 годах. Протоиерей Александр Сулоцкий назвал иконостас Никольской церкви великолепным.

Хоры: Ценности: В 1883 году из города Березова в омскую Никольскую церковь было передано Знамя Ермака, по преданию, подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь. 12 знамен казачьих полков. Колокола: большие - 1, малые – 6. Почитаемый образ: В Никольском храме имелась чтимая икона - список с чудотворной иконы Козельщанской Божией Матери.

Приход: Прихожанами Никольского храма являлись казаки Омска и соседних сел. Здесь благословляли отправляющихся на фронт воинов и служили панихиду по умершим. Национализация имущества: в 1920 г. Трагический период в существовании Никольского храма начался с приходом в город советской власти. Договор на пользование зданием церкви был заключен с общиной 3 ноября 1921 г. 10 ноября 1928 г. решение Омского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов: «Здание Казачьего собора… закрыть… передать под культурные нужды». 16 января 1929 года это решение было подтверждено Окрисполкомом. Омский окружной административный отдел 10 января 1930 г. получил сообщение, что ВЦИК утвердил закрытие Никольского казачьего собора. На государственной охране казачий собор находится с 04.12.74 постановлением Совета министров РСФСР № 624. В храме с 1983 по 1998 находился орган. В 1990-е годы здание было в совместном пользовании Омско-Тарской епархии и филармонии.

Современное состояние: Сейчас в храме установлены три иконостаса. Богослужения, в основном, проводятся митрополитом Феодосием.

Изменился и внешний облик Никольского собора. Исчезли гирлянды в метопах под куполом - символ воинской славы - один из основных приемов декора стиля ампир, более массивными стали колонны, «юбка» у шпиля колокольни утратила свой изгиб. Но, несмотря на все изменения, он сохранил свое величие и гармонию.

Автор публикации: Наталья Лебедева.

 

Литература:

Голошубин И.С. Справочная книга Омской епархии. - Омск, 1914. – С. 23-24.

Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XYIII - начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. - Омск, 1995. - С. 99-100.

Лебедева Н.И. Никольская войсковая казачья церковь // Вестник культуры: Пресс- бюллетень. – 1991. - № 1. – С. 1, 7.

Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. - 1993 г. - № 2. - С. 99-102.

Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (На материалах Омского Прииртышья). дисс. на соиск ученой степени кандидата исторических наук. – Омск, 2000.

Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900.

Сулоцкий А.И. Указ. соч. – С. 15.

 

НАВЕРХ